Версия для людей с ограниченными возможностями
Новости
Обновление инфотеки

1. ЦБ РФ: при блокировке карт или отказе в операциях банки должны подробно информировать клиентов
Если банк приостановил прием распоряжений, отказал в операции, ограничил использование электронных средств платежа (в т.ч. дистанционное банковское обслуживание), он должен, в частности, сообщить клиенту:
- причину такого решения;
- на основании чего оно принято. Речь идет об указании условия договора, нормы Закона о национальной платежной системе или "антиотмывочного" закона;
- порядок дальнейших действий клиента.
Информации должно быть достаточно, чтобы клиент мог дать пояснения, представить сведения и документы для своей защиты, обжаловать решение, если это потребуется.
Регулятор также напомнил ряд правил обслуживания и, в частности, рекомендации по взаимодействию с теми, кому отказали в заключении договора банковского счета (вклада).
Документ: Информационное письмо Банка России от 26.08.2025 N ИН-01-59/98
2. Список признаков мошенничества при снятии денег в банкомате заработал с 1 сентября 2025 года
ЦБ РФ перечислил показатели выдачи наличных без добровольного согласия клиента банка. Один из индикаторов - это попытка получить средства в течение 24 ч с момента, когда:
- банк предоставил кредит и т.п.;
- физлицо перевело себе через СБП более 200 тыс. руб.;
- вклад на сумму более 200 тыс. руб. досрочно закрыли по требованию гражданина.
Еще один признак - минимум за 6 ч до запроса на снятие денег операторы связи или прочие юрлица выявили:
- странные параметры звонков по номеру мобильного телефона клиента. Речь идет о нетипичной периодичности и длительности разговоров;
- увеличение числа сообщений в мессенджерах, по СМС, электронной почте и т.п. Имеются в виду сообщения от Госуслуг, банков, новых отправителей и пр.
Среди других признаков отметим такие:
- запрос наличных отличается (временем суток, суммой, локацией и т.п.) от тех, которые обычно совершает клиент;
- в течение календарного дня по любой причине было минимум 5 отказов в выдаче средств.
Напомним, банки обязаны выявлять индикаторы с 1 сентября. Если обнаружат хотя бы один из них, то разрешат снимать не более 50 тыс. руб. в сутки. Ограничение продлится 48 ч с момента запроса о выдаче денег. Подробнее в нашем обзоре.
Документ: Приказ Банка России от 07.08.2025 N ОД-1765
3. Предустановка MAX, RuStore и других приложений: что изменилось с сентября и января
С 1 сентября 2025 года на смартфоны и планшеты нужно предустанавливать платформу MAX. Речь идет о гаджетах на Android, iOS и HarmonyOS. При этом в части VK Мессенджера обязанности больше не будет. Предустановку магазина приложений RuStore распространят на iOS и HyperOS.
В 2026 году эти новшества останутся и заработают другие. Так, при покупке смартфонов и планшетов с системой HarmonyOS на них уже должны быть "Почта@Mail.ru", "Дзен", "В Контакте" и ряд других программ. На телевизоры начнут предустанавливать "ЛАЙМ HD TV".
Напомним, за продажу электроники с нарушением требования о предустановке должностным лицам грозит штраф от 30 тыс. до 50 тыс. руб., а компаниям - от 50 тыс. до 200 тыс. руб. Ее можно выполнить разными способами.
Документы: Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2240-р, Распоряжение Правительства РФ от 19.08.2025 N 2241-р
Минстрой России разъяснил отдельные вопросы в сфере управления многоквартирным домом
В письме содержатся ответы на следующие вопросы:
о личном обращении собственников помещений в МКД в действующий офис управляющей организации;
о надлежащем содержании общего имущества лицом, осуществляющим управление МКД, а также контроле за соблюдением установленной обязанности по содержанию общего имущества;
о проведении текущего ремонта общего имущества в МКД;
об установлении размера платы за содержание жилого помещения;
о смене недобросовестной управляющей организации.
Минстроем России разъяснены некоторые вопросы внесения платы за жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда и коммунальные услуги
Со ссылками на действующее законодательство разъяснено, в частности, следующее:
- стороной договора управления МКД являются собственники помещений в МКД, заключение договора управления МКД с нанимателем жилого помещения законом не предусмотрено;
- договор предоставления коммунальных услуг в случаях, предусмотренных статьей 157.2 ЖК РФ, заключается с собственниками помещений, заключение указанного договора с нанимателем жилого помещения законом не предусмотрено;
- в случае, если помещение государственного или муниципального жилищного фонда передано в наем, обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у нанимателя такого помещения. Органы государственной власти или органы местного самоуправления несут обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг только в отношении незаселенных жилых помещений государственного или муниципального жилищных фондов;
- договор управления МКД с управляющей организацией и договоры предоставления коммунальных услуг с ресурсоснабжающей организацией заключают собственники помещений, в том числе наймодатель. При этом обязанность по оплате жилого помещения и коммунальных услуг по указанным договорам возлагается на нанимателей жилых помещений государственного или муниципального жилищного фонда;
- управляющая организация и ресурсоснабжающие организации, с которыми наймодателем заключены соответствующие договоры, обязаны на основании таких договоров и договоров найма жилых помещений предъявлять к оплате содержание жилого помещения и (или) коммунальные услуги нанимателям соответствующих жилых помещений.
Рассмотрен вопрос о расчете объемов электрической энергии, потребляемой на содержание общего имущества многоквартирного дома
По указанному вопросу проанализированы в том числе положения Жилищного кодекса, Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, а также Правил, обязательных при заключении управляющей организацией или товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом договоров с ресурсоснабжающими организациями, и материалы судебной практики.
Минстроем России даны разъяснения по вопросу оснащения многоквартирного дома приборами учета используемых энергетических ресурсов
В письме со ссылками на действующее законодательство отмечено, что основными условиями для установки и ввода в эксплуатацию застройщиком индивидуальных приборов учета потребляемой тепловой энергии являются следующие: многоквартирный дом должен быть введен в эксплуатацию после ремонта, реконструкции, строительства после 1 января 2012 года; объекты должны быть подключены к электрическим сетям централизованного электроснабжения, и (или) системам централизованного теплоснабжения, и (или) системам централизованного водоснабжения, и (или) системам централизованного газоснабжения, и (или) иным системам централизованного снабжения энергетическими ресурсами.
Застройщик несет ответственность за установку и ввод приборов учета используемых энергетических ресурсов в эксплуатацию в пределах гарантийного срока и обязан устранить недостатки, выявленные в этот период. Если многоквартирный дом введен в эксплуатацию, а приборов учета нет или они не введены в эксплуатацию, то ответственное лицо определяется периодом выявления нарушения:
если нарушения обязательных требований, устанавливаемых федеральным законодательством, и договором долевого участия выявлены в пределах гарантийного срока, то ответственность за их устранение (в данном случае - установку ОДПУ и ИПУ и ввод их в эксплуатацию) несет застройщик;
если гарантийный срок закончился, то ответственность переходит к лицу, управляющему МКД.
Таким образом МКД, вводимые в эксплуатацию после дня вступления в силу Федерального закона от 23 ноября 2009 г. N 261-ФЗ, должны быть оснащены ИПУ используемой тепловой энергии, введенными в эксплуатацию застройщиком.
Минстрой России: состав счетной комиссии на общем собрании собственников помещений в многоквартирном доме может определить только это собрание
В письме отмечено, в частности, что жилищное законодательство не содержит прямых норм, указывающих на обязательное создание счетной комиссии, в компетенцию которой входит подсчет голосов по итогам проведения ОСС. Не определены требования к лицам, занимающимся подсчетом голосов. При этом сведения о таких лицах должны быть отражены в протоколе ОСС.
Часть 5 статьи 45 ЖК РФ не устанавливает обязательность включения в сообщение о проведении ОСС кандидатур членов счетной комиссии ОСС. Определение лиц, которые будут подсчитывать голоса по итогам собрания, осуществляется голосованием на ОСС в МКД, как и решение всех остальных вопросов, которые касаются порядка проведения ОСС (часть 1 статьи 45 ЖК РФ).
Следовательно, состав счетной комиссии может определить только ОСС. Для этого вопрос об избрании ее членов вносится инициатором в повестку дня и уведомление о проведении собрания, после чего ОСС должно проголосовать за предложенные кандидатуры.
Назад к списку





Глава муниципального образования