Версия для людей с ограниченными возможностями
Новости
Мошеннический кредит можно оспорить по месту жительства потерпевшего

С каждым годом в России фиксируется всё больше случаев, когда граждане сталкиваются с мошенническими кредитами. Человек узнаёт о существовании задолженности случайно — через звонок коллекторов, проверку кредитной истории или письма от банка. В реальности же он никогда не подписывал договор и не получал деньги.
До недавнего времени в таких ситуациях пострадавшие оказывались в особенно трудном положении: не только нужно было доказывать в суде, что кредит оформлен без их участия, но и делать это зачастую в другом регионе — по месту нахождения банка.
Верховный Суд РФ в 2025 году внёс важное разъяснение, изменившее эту практику.
Верховный Суд РФ рассмотрел спор по делу № 5-КГ25-73-К2. Истец обратился в суд с иском о признании недействительными нескольких кредитных договоров, которые были заключены мошенниками от его имени. Он доказывал, что не участвовал в сделках, и требовал снять с него незаконный долг.
В рамках дела перед судами возник вопрос о том, может ли гражданин-потерпевший предъявить подобный иск по месту своего жительства, как это предусмотрено для требований о защите прав потребителей.
Суды трех инстанций пришли к выводу, что Закон о защите прав потребителей предусматривает специальные меры защиты на случай продажи товаров (работ, услуг) ненадлежащего качества и не регулирует отношения, связанные с признанием договоров недействительными. Следовательно, в рассматриваемом случае иск должен предъявляться по общим правилам – по месту нахождения одного из банков-ответчиков. Фактически это означало, что потерпевший обязан ехать в другой регион, тратить время и деньги, чтобы доказать очевидное, что он не получал кредит.
Однако Верховный Суд РФ не согласился с этой точкой зрения и направил дело на новое рассмотрение, разъяснив, что исковые требования вытекают из заключенных от имени истца кредитных договоров, на которые распространяется действие законодательства о защите прав потребителей.
Истец выступает как потребитель этой услуги, даже если он требует признания договора недействительным.
В своем решении Верховный суд РФ подчеркнул, что потребитель финансовой услуги вправе выбирать удобную для себя подсудность. Наличие признаков мошенничества не отменяет применения законодательства о защите прав потребителей.
В связи с этим истец вправе воспользоваться специальными правилами подсудности, независимо от того, какой именно способ защиты им избран и какие требования заявлены.
Для получения консультации по вопросам защиты прав потребителей можно обратиться по телефонам:
Единого Консультационного Центра Роспотребнадзора
· 8 800 555 49 43 (круглосуточно, звонок бесплатный);
Консультационного центра по защите прав потребителей (в рабочее время):
· 8 (3012) 37-90-29, 8 (9025) 62 34 17, E-mail: zpp@fbuz03.ru
· или по адресу: г. Улан-Удэ, ул. Спартака, д. 5;
Консультационного пункта по защите прав потребителей (в рабочее время):
· 8 (30133) 41-6-24 , 8 (924) 012-55-41, E-mail: bichura @fbuz03.ru
или по адресу: Республика Бурятия, с. Бичура, ул. Советская, д. 38
Назад к списку





Глава муниципального образования